ГлавнаяПресс-центрСтатьи и обзоры Обзор российского рынка фронтальных погрузчиков

Каталог

Пресс-центр

Акции

Автоматизация склада

Автоматизация склада под ключ - комплексные отраслевые решения для любых грузов, товаров и изделий. Работайте выгодно и эффективно! Узнайте больше!

Стеллажи

Стеллажи для склада, магазина и производства по выгодной цене производителя. Продажа складских стеллажей, скидки 30-50%!

Акция поломойки Италия

Лучшие поломоечные машины из Италии. Подберем все, что нужно. Жми!

Treston

Складские системы хранения для мелких деталей, инструмента - выгодно, удобно и эффективно! Узнай больше.

Обзор российского рынка фронтальных погрузчиков

 
Строительная техника

15.12.2010

Обзор российского рынка фронтальных погрузчиков

Фронтальные погрузчики входят в тройку наиболее востребованных на российском рынке дорожно-строительных машин наряду с одноковшовыми полноповоротными экскаваторами и мобильными подъемными кранами. За прошедший год рынок фронтальных погрузчиков продолжил демонстрировать тенденцию бурного роста. Наиболее сильно увеличился сегмент новой импортной техники, подросло отечественное производство (правда, лишь в натуральном выражении), а вот спрос на бывшие в употреблении машины из-за рубежа постепенно снижается

Как и прежде, основным конкурентным преимуществом нашей техники (российской и белорусской) остается низкая цена. Поэтому значительная часть машин закупается государственными и муниципальными организациями, не располагающими достаточными средствами на приобретение импортных погрузчиков. Конечно, нельзя сказать, что на отечественных заводах ничего не делается для повышения качества продукции. Делается. Все активнее применяется импортная комплектация (двигатели, трансмиссии, гидравлика и т.д.), правда, цена такой техники становится все ближе к цене машин зарубежного производства. И, как правило, тот, кто может заплатить больше, покупает машину с мировым именем, прекрасно понимая, что погрузчик, укомплектованный узлами и агрегатами известных мировых фирм, все же собран на нашем заводе, на котором человеческий фактор еще никто не отменял. И от него – от фактора – по-прежнему еще о-очень многое зависит, несмотря на то что многие предприятия внедряют у себя на производстве систему менеджмента качества ИСО 9001-2001.

У нас в общем-то хорошую идею сертификации производства на соответствие стандартам качества за годы ее внедрения успели испоганить. Количество отечественных фирм, сертифицированных по этому стандарту, растет в геометрической прогрессии, а вот рост качества продукции как-то не поспевает за темпами сертификации. Темпы роста производства фронтальных погрузчиков на отечественных предприятиях значительно отстают от темпов роста поставок зарубежной техники. Если в 2007 году импорт новых фронтальных погрузчиков вырос почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, то у нас, включая белорусов, выпуск увеличился лишь на 10%. Отсюда и доля рынка с прежних 65 упала до 45%. Вместе с белорусскими производителями в минувшем году мы сделали 4091 погрузчик. Хотя слово «мы» в данном случае звучит слишком громко: за российскими заводами менее 20% от указанного количества. В целом доли рынка у отечественных предприятий за год практически не изменились. Только ЧСДМ благодаря более высокому темпу роста производства заметно ушел вперед, увеличив свою долю с 6 до 10%. 

Вот уже на протяжении почти двух десятилетий основным производителем фронтальных погрузчиков на постсоветском пространстве является белорусский Амкодор. Правда, до начала 90-х годов он заметно уступал по объемам выпуска своему конкуренту – Орловскому заводу погрузчиков (ныне – ЗАО «Орел-Погрузчик»), изготовлявшему ежегодно около 2000 машин. Тогда Амкодор делал порядка 1500 погрузчиков. Однако уже в 1991 году белорусы ушли вперед, в основном за счет существенного падения производства на орловском заводе. С тех пор Амкодор удерживает лидерство, хотя в его биографии были не только взлеты, но и падения. Устойчивый рост производства фронтальных погрузчиков на этом предприятии продолжается с 2003 года. В 2007 году выпуск увеличился на 10% и составил 3296 единиц. Сейчас заводом выпускается линейка погрузчиков наиболее востребованных на рынке типоразмерных групп грузоподъемностью от 2,5 до 7 т, предлагаемых в различных модификациях. Наиболее востребованными являются погрузчики грузоподъемностью от 3 до 4 т, выпуск которых составляет около 75% годовой программы предприятия. Также весьма популярны модели грузоподъемностью 5 и 6 т. На предприятии постоянно идет работа по созданию новых моделей техники. В настоящее время конструкторы Амкодора трудятся над опытным образцом малогабаритного погрузчика Амкодор 320.

Продажа фронтальных погрузчиков KramerAllrad от Компании инноваций и технологийФронтальные погрузчики еще двух белорусских предприятий – Могилевского автозавода и Белорусского автозавода – известны в гораздо меньшей степени, чем погрузчики Амкодор. В первую очередь это связано с небольшими объемами выпуска. В Могилеве делают погрузчик МоАЗ-40484 грузоподъемностью 7,5 т. Среднегодовой выпуск этих машин составляет порядка 40 единиц. БелАЗ изготавливает карьерный погрузчик грузоподъемностью 12 т. В 2007 году выпущена только одна машина данной марки. Среди российских производителей фронтальных погрузчиков в минувшем году большой скачок вперед сделало ЗАО «ЧСДМ» – одно из предприятий, входящих в Группу ГАЗ. По установленной специализации в рамках Дивизиона «Спецтехника» Группы ГАЗ челябинский завод с недавнего времени ориентирован на выпуск фронтальных погрузчиков, а производство основной в недавнем прошлом продукции завода – автогрейдеров со временем будет сосредоточено на Брянском арсенале. По итогам 2007 года ЧСДМ стал первым среди российских предприятий, изготовив 401 погрузчик.

Помимо того что среди российских конкурентов завод сделал наибольшее количество погрузчиков, он продемонстрировал максимальный темп роста – 67%. Самой продаваемой моделью был погрузчик В-138 грузоподъемностью 3,8 т, его доля составила 69%. В течение последних лет на ЧСДМ идет активное расширение модельного ряда фронтальных погрузчиков. С 90-х годов единственной моделью был тяжелый погрузчик ТО-40, однако не так давно за довольно короткий период к нему добавилось еще три модели меньшей грузоподъемности, более востребованной на рынке, – В-125, В-138 и В-160. В текущем году намечено обновление линейки. В-125 будет снят с производства. На смену В-138 придет В-140 большей грузоподъемности – 4,5 т, оборудованный ковшом большего объема – 2,5 м3. Он оснащается двигателем ЯМЗ-236М2, ГМП и мостами ZF, гидрораспределителями Hydroсontrol.

Предусмотрена возможность комплектации двигателем Deutz, ГМП и мостами немецкого производства. Модель В-175 является модернизацией ТО-40. Машина в значительной степени унифицирована с еще одной новинкой В-190. Грузоподъемность – 7,5 т, номинальная емкость ковша – 4 м3. На машине стоит двигатель ЯМЗ-238БЕ2, ГПМ ZF, мосты RABA или ZF. Третья новинка – погрузчик В-190, самый тяжелый из выпускаемой линейки фронтальных погрузчиков ЧСДМ. Грузоподъемность В-190 – 9 т, номинальная вместимость ковша – 5 м3. На всех погрузчиках устанавливаются гидрораспределители Hydrocontrol с джойстиковым управлением. Отличительной особенностью всех новинок станет новая унифицированная кабина и модернизированный капот.

Орловский завод погрузчиков – старейший производитель фронтальных погрузчиков в России – на протяжении многих лет был не в лучшей форме. С начала 90-х годов производство стремительно падало и не превышало на протяжении последнего десятилетия 200-300 единиц в год. С января 2006 года контрольный пакет акций Орел-Погрузчик принадлежит орловскому ЗАО «Дормаш». Есть надежда, что амбициозное руководство Дормаша сумеет возродить былую мощь завода погрузчиков. В минувшем году завод выпустил 203 погрузчика, что на 10% больше показателя 2006 года. С приходом нового собственника на заводе проведена работа по повышению потребительских свойств выпускаемой продукции. В частности, осовременен дизайн погрузчиков. Снята с производства модель ПК-60-01 грузоподъемностью 6 т. Сейчас усилия сосредоточены на выпуске трех базовых моделей грузоподъемностью от 2,5 до 4 т. В 2007 году почти половину годового выпуска составили 3-тонные модели.

Орловский завод «Дормаш», специализирующийся преимущественно на производстве автогрейдеров, с начала 2000-х годов освоил выпуск фронтальных погрузчиков. С 2006 года заводом серийно изготовляется погрузчик ПК-2703К грузоподъемностью 2,7 т, оснащенный двигателем Cummins, ГМП Dana и рядом других агрегатов зарубежного производства. В прошлом году завод сделал 60 таких погрузчиков. Еще одна модель – Д 3365 грузоподъемностью 6,3 т – выпускается единично по заказам потребителей. Завод «Донецкий экскаватор», освоивший производство фронтальных погрузчиков в 90-х годах, на протяжении всего этого времени выпускает единственную модель погрузчика грузоподъемностью 3,5 т. В настоящее время предлагаются две версии – ЗТМ-216А и ЗТМ-216АРТ. Последняя отличается современным дизайном и эргономичной кабиной. В 2007 году завод освоил выпуск нового вида продукции – автокранов. Вероятно, по этой причине почти вдвое было снижено производство фронтальных погрузчиков, составившее 47 единиц.

Чебоксарский завод «Промтактор» изготовляет фронтальные погрузчики двух базовых моделей – строительный Четра-60 грузоподъемностью 6 т и карьерный Четра-К12 грузоподъемностью 12 т. Выпуск погрузчиков на Промтракторе невелик: в 2006 году сделано 37 машин, в 2007-м – 4. С 2006 года началось освоение серийного выпуска фронтальных погрузчиков на ЧТЗ-Уралтрак. Первенцем стал ПК-46 серии PROFFI грузоподъемностью 4,6 т. Машина создана с применением узлов и комплектующих от известных европейских производителей – ZF, Forsheda Polipac, Danfoss и др.

Первые погрузчики ПК-46 показали в эксплуатации хорошие результаты. Аналогичный подход был применен при создании следующих образцов погрузчиков серии PROFFI. В 2007 году ЧТЗ разработал ещё две модели погрузчиков: ПК-30 грузоподъемностью 3 т и ПК-65 грузоподъемностью 6,5 т. Среди отличительных особенностей погрузчиков серии PROFFI можно отметить ведущие мосты и автоматические КП фирмы ZF, следящую систему управления поворотом и рабочими органами погрузчика с устройством удаления воздуха из гидросистемы (ноу-хау ЧТЗ), джойстиковую систему управления, кинематическую схему погрузочного оборудования, которая позволяет автоматически возвращать ковш из положения разгрузки в положение набора грунта, применение панорамных стекол и т.д. Учитывая, что ЧТЗ только разворачивает производство колесных погрузчиков, выпуск пока невелик, но положительная динамика налицо: в 2006 году – начало продаж – реализовано 12 погрузчиков; в 2007 году – 22 единицы ПК-46 и созданы первые партии погрузчиков ПК-30 и ПК-65. В настоящее время ЧТЗ проводит работу по расширению производственных мощностей. Планируется дальнейшее расширение модельного ряда. Петербургский тракторный завод, специализирующийся на выпуске тракторов Кировец, предлагает потребителям не только сельскохозяйственные версии машин, но и промышленные, в частности, фронтальные погрузчики К-702МА-ПК-6 грузоподъемностью 6 т, изготовляемые на тракторной базе. На сегодняшний день эта машина пользуется ограниченным спросом – в 2006 году было изготовлено 35 погрузчиков, в 2007-м – 18. Снижение спроса на морально устаревшую машину побудило конструкторов ПТЗ к разработке принципиально новой модели. Погрузчик К-3060В грузоподъемностью 6 т, созданный на оригинальном шасси, укомплектован двигателем ЯМЗ-238НД6. В его конструкции нашли широкое применение комплектующие ведущих зарубежных фирм – трансмиссия ZF, гидравлика Bosch Rexroth, а также другие агрегаты и системы иностранного производства. В настоящее время погрузчик проходит испытания. В текущем году завод планирует выпустить первую партию новых машин в количестве 20 штук.

Зарубежные производители
фронтальных погрузчиков
В этом разделе мы рассмотрим всех иностранных производителей, за исключением китайских. В минувшем году присутствие китайцев на российском рынке стало настолько велико, что автор статьи решил их выделить в самостоятельный раздел. Несмотря на общее увеличение в 2007 году поставок зарубежных погрузчиков в Россию, позиции прежних лидеров из Западной Европы, Японии и США пошатнулись настолько сильно, что теперь наиболее успешным из них приходится довольствоваться 4-5%-ной долей рынка новых импортных погрузчиков. В целом рост импорта новых погрузчиков в минувшем году значительно превысил прирост отечественного производства: за год российский парк пополнился на 4566 фронтальных погрузчиков из-за рубежа.

Основная заслуга в трехкратном увеличении ввоза по сравнению с 2006 годом в первую очередь принадлежит китайцам. За счет массированного натиска из-за границы соотношение импорта и отечественного производства не пошло на пользу последнему. Доля новой импортной техники выросла с 28 до 50%. Количество ввезенных погрузчиков б/у почти не изменилось и составило 441 единицу. Не умаляя «заслуг» китайцев, отметим, что большинство известных зарубежных производителей тоже не теряли времени даром.

Наиболее крупные поставки отмечены у Hitachi – 214 единиц, рост – 90%; Volvo – 203 единицы, рост – 90%; Dressta – 131 единица, рост – 30%; Hyundai – 116 единиц, рост – в 2,3 раза; Caterpillar – 109 единиц, рост – 40%; Komatsu – 104 единицы, рост – 17%. Скорее всего, эти показатели демонстрируют тот максимум роста поставок техники на российский рынок (а у кого-то рост был еще меньше или его не было вообще), которого смогли достичь иностранные производители на имеющихся производственных площадях.

Многие представители иностранных компаний констатируют, что более значительное увеличение поставок невозможно из-за ограниченных производственных возможностей. В сложившихся условиях российским покупателям европейской, японской и американской техники приходится ждать выполнения заказов очень продолжительное время – от года и более. «Виной» всему строительный бум, прокатившийся практически по всем континентам земного шара, повлекший взрывной спрос на строительную технику. Исключением стала Америка, где из-за экономического спада наблюдается снижение потребности в строительной технике.

В России рыночная доля Hitachi за год уменьшилась с 7 до 4,7%. На фоне некитайских конкурентов это не самая большая потеря. Из всей линейки – а это 9 базовых моделей грузоподъемностью от 2,5 до 14 т – наибольшим спросом пользовались машины LX110-7 (грузоподъемность 4 т), 18%; ZW180 (грузоподъемность 5 т), 18%; ZW220 (грузоподъемность 7 т), 19%; ZW310 (грузоподъемность 9,1 т), 19%. В планах российского дистрибьютора Hitachi увеличение поставок фронтальных погрузчиков до 358 единиц. У Volvo рыночные потери также минимальны: с 6,6 до 4,4%. 2007 год стал переходным для компании в том плане, что осуществлялся переход в производстве погрузчиков с серии Е на серию F.

Обновленная линейка погрузчиков представлена тремя компактными моделями серии В грузоподъемностью от 1,7 до 3,2 т, а также девятью «взрослыми» моделями серии F грузоподъемностью от 4,4 до 19,5 т. Наиболее продаваемыми были машины L90F/L90Е (грузоподъемность 5,7 т), 15%; L120F/L120Е (грузоподъемность 7,6 т), 27%; L150F/L150Е (грузоподъемность 9,4 т), 12%; L180F/L180Е (грузоподъемность 11 т), 14%. Dressta потеряла «в весе» весьма ощутимо – с 6,3 до 2,9%. Из трех типоразмеров погрузчиков грузоподъемностью 6, 9 и 12 т, выпускаемых предприятием, на российский рынок поставлялся фактически один 6-тонный. Благодаря наиболее высоким темпам роста импорта среди некитайских изготовителей Hyundai «отделался» минимальной потерей рыночной доли. За рассматриваемый период она уменьшилась с 3,2 до 2,5% – наименьший показатель падения среди некитайских компаний.

Российские фирмы, торгующие техникой Hyundai, предлагают 6 типоразмеров погрузчиков грузоподъемностью от 2,7 до 7,7 т. Модели всего диапазона пользовались хорошим спросом, но все же больший перевес был в сторону более тяжелых машин грузоподъемностью от 4,1 т. Хитом же была модель HL770-7А грузоподъемностью 6,2 т. У Caterpillar доля рынка уменьшилась вдвое – с 5 до 2,4%. Из линейки погрузчиков (строительных и карьерных), поставляемых в Россию – 11 базовых моделей грузоподъемностью от 4,4 до 19 т, – наиболее успешно продаваемыми были машины грузоподъемностью 5,5; 7; 7,6; 8,5 и 10 т.

Приоритетным в развитии компании на российском рынке является улучшение сервиса машин. В 2007 году количество сервисных подразделений дилеров компаний практически удвоилось, дальнейшее развитие дилерской сети запланировано и на последующие годы. Другим важным направлением развития качества обслуживания является обеспечение бесперебойной доставки запчастей, и в 2007 году в этом отношении было сделано ключевое достижение – открыт первый в России центральный распределительный склад запасных частей Caterpillar, расположенный в Московской области. Наличие склада позволяет доставить запчасть в город, где расположен региональный склад дилера, в течение 24 часов.

Сегмент Komatsu в минувшем году уменьшился с 5,6 до 2,3%. Из всего широкого спектра выпускаемых погрузчиков – от компактных до карьерных – в России наибольшим спросом пользуются погрузчики трех моделей – грузоподъемностью 5, 6 и 7 т, на которые и пришлась основная доля поставок 2007 года. Помимо упомянутых выше компаний, поставивших в прошлом году в среднем по 100-200 погрузчиков, есть ряд мировых фирм, чьи объемы поставок были более низкими. Их рыночная доля невысока – порядка 1%. JCB в 2007 году поставлено 57 погрузчиков, что в 1,5 раза превысило показатель 2006 года.

Модельный ряд компании включает 10 типоразмеров погрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 6,3 т, предназначенных для основной массы работ в строительстве, коммунальном хозяйстве и на промышленных предприятиях. Львиная доля ввезенных в минувшем году погрузчиков – это модели серий 426 и 456 грузоподъемностью 4,3 и 6,3 соответственно. Между собой их количественное соотношение было примерно одинаковым. Результатом работы Liebherr в 2007 году стала поставка 52 погрузчиков российским заказчикам – на 8% больше предыдущего года. Из 16 моделей грузоподъемностью от 1,4 до 9,9 т, предлагаемых потребителям, наибольший спрос пришелся на машины грузоподъемностью от 3,6 до 9 т. В лидерах модели грузоподъемностью 4,5 и 6,5 т – по 18% каждой.

Объем импорта погрузчиков Doosan, ранее известных под маркой Daewoo, в минувшем году не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 36 единиц. Из шести моделей грузоподъемностью от 2,7 до 8,1 т, поставляемых на российский рынок, самыми востребованными оказались машины грузоподъемностью 5,2 и 7 т. Стабильно поставляются к нам, хотя и в небольшом количестве (примерно по 10-15 машин в 2007 году), погрузчики Case, Venieri, Kawasaki, Paus, а также единично еще ряда фирм. Анализ поставок компаний, упомянутых в этом разделе статьи, показывает, что наибольший спрос на импортные погрузчики у нас приходится на модели грузоподъемностью выше 4 т. Заметим, что среди отечественных наиболее востребованы машины грузоподъемностью от 3 до 4 т.

Китайские производители погрузчиков с фронтальной загрузкой

Основной конек изготовителей из Поднебесной – фронтальные погрузчики. Именно с них они начали свое победоносное шествие на российском рынке, которое все более и более расширяется. Китай можно смело назвать главным мировым производителем фронтальных погрузчиков, которых, по приблизительным оценкам экспертов, сейчас ежегодно выпускается порядка 100000 единиц. Да, далеко нам в этом плане до китайцев. Наши 4000 погрузчиков на этом фоне выглядят крайне бледно.

Придя на российский рынок всего три года назад, китайские производители не оставили никаких шансов своим конкурентам из Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США. С 2005 года, когда начались поставки к нам строительной и дорожной техники из КНР, доля рынка китайских погрузчиков увеличилась с 13 до 75%. Компании, первыми начавшие освоение российского рынка – XCMG, SDLG, Longgong, – за короткий период сумели захватить наибольшую его часть. Суммарно этой тройке принадлежит почти половина российского импорта фронтальных погрузчиков. У каждой компании в минувшем году доля рынка составила 17,3; 14,5 и 12,1% соответственно. Относительно 2006 года вес XCMG, SDLG, Longgong на российском рынке вырос как в натуральном, так и в процентном выражении.

Только погрузчиков XCMG в 2007 году ввезено почти столько, сколько поставлено Hitachi ,Volvo, Dressta, Caterpillar и Komatsu вместе взятых – 789 единиц. SDLG в прошлом году поставил немногим менее – 660 единиц, 554 единицы импортировал Longgong. Рост поставок каждой из этих компаний по сравнению с 2006 годом превысил 3,5-кратную величину. У компаний, начавших торговать в России немногим позднее, чем вышеупомянутая троица – Changlin и LiuGong, – доли рынка ниже, зато впечатляют темпы роста. Импорт погрузчиков Changlin вырос в 4 раза и составил 379 единиц, LiuGong – в 4,3 раза (220 единиц).

Погрузчиков SEM поставлено больше в 1,9 раза (198 единиц). В прошлом году на российском рынке появилась еще пара имен – Foton и Yutong. Причем их появление было настолько заметным и существенным, что сразу стало понятно – это серьезные игроки. Foton «выдал на-гора» 242 погрузчика, Yutong – 118. Еще один серьезный новичок – Cheng Gong. Начав поставки на российский рынок со второго полугодия 2007 года, этот изготовитель ввез в Россию 65 погрузчиков. В планах на текущий год поставка 300 машин.

Для справки отметим, что в 2008 году Cheng Gong намерен поставить на мировой рынок 10000 фронтальных погрузчиков. У большинства из представленных на российском рынке китайских компаний заявленный модельный ряд погрузчиков рассчитан преимущественно для выполнения наиболее распространенного перечня работ в строительстве и коммунальном хозяйстве. Поэтому самыми продаваемыми у нас являются погрузчики грузоподъемностью 3 и 5 т. На долю этих машин приходится порядка 80% китайского импорта. Весьма заметен процент погрузчиков с челюстным захватом, предназначенных для работ в лесном хозяйстве.

Типоразмерный ряд погрузчиков, поставляемых различными компаниями, отражен в таблице «Типоразмерный ряд китайских погрузчиков, поставляемых в РФ». Оценивая планы основных поставщиков китайской техники на российский рынок, в 2008 году следует ожидать дальнейшего значительного роста поставок фронтальных погрузчиков из КНР. Компании, успевшие завоевать наиболее сильные позиции на российском рынке, намерены не только расширять продажи, но и обеспечивать потребителей запасными частями.

С начала продаж китайских фронтальных погрузчиков в России прошло три года. Много это или мало? Наверно, это достаточный срок для того, чтобы сказать, что китайская техника прошла испытательный экзамен успешно. Конечно, однозначно нельзя это сказать обо всех машинах, сделанных в КНР. Однако те фирмы, успехи которых совершенно очевидны на российском рынке, экзамен такой сдали. И постепенно отношение к строительно-дорожной технике из КНР меняется от полного недоверия к поддержке. Пока неединодушной, но учитывая, что многие модели китайских погрузчиков комплектуются лицензионными агрегатами известных мировых фирм, а также то обстоятельство, что китайцы чутко реагируют на пожелания потребителей, количество российских поклонников китайской техники будет расти и дальше. Примеры уже есть. В разговоре с одним из торговцев китайскими погрузчиками автору статьи довелось услышать следующее: «Приходит ко мне клиент погрузчик покупать. Спрашивает, какой техникой торгуем. – Вот, мол, китайские есть погрузчики, есть отечественные. – С нашими я намучился, давай лучше китайца…» За державу обидно.

Источник Экскаватор РУ

Tweet #фронтальныепогрузчики

Похожие статьи

Фронтальные погрузчики KRAMER ALLRAD сделаны в Германии, поставляются Компанией инноваций и технологий
Погрузчики KRAMER ALLRAD из Германии
Боковые автопогрузчики BAUMANN и боковые электропогрузчики HUBTEX
Компания HUBTEX производитель спецтехники для работы с длинномерными и тяжелыми грузами
Применение боковых погрузчиков в металлургической промышленности

Возврат к списку статей